Каждый момент неповторим... (Лозунг фотографа)

Работа с темными тонами не менее важна, чем умение корректировать светлые области вашего снимка. Получив навыки обработки темных тонов, вы сможете не только исправить ошибки экспозиции, но и повысить художественную ценность фотоработы, акцентировав внимание на наиболее выразительных деталях сюжета. Наряду с материалом предыдущей статьи, это даст вам мощный инструментарий тоновой коррекции фотографий.

Для работы с темными тонами в конвертере Camera RAW предусмотрено два регулятора – «Тени» и «Затемнение». Регулятор «Затемнение» ответственен за обработку самых темных тонов и точки черного, которые находятся в крайней левой стороне гистограммы. Движок «Тени» отвечает за менее темные тона, которые расположены немного правее:

Работа с темными тонами в Camera RAW - зоны действия регуляторов "Тени" и "Затемнение"

На фотографии видно, что изображения скульптур на переднем плане находятся в области глубоких теней, а гистограмма показывает, что там есть также участки отсечки информации. Посмотрим, как работают регуляторы. Сначала будем использовать только движок «Затемнение». При перемещении его вправо видно, что на изображениях скульптур стали появляться детали, а самая левая часть гистограммы сдвинулась немного правее, и при этом пропали области отсечки:

Работа с темными тонами в Camera RAW - работа регулятора "Затемнение"

Вернем обратно регулятор «Затемнение», дважды кликнув по нему мышью, и посмотрим, как будет вести себя движок «Тени». При его передвижении вправо тени также осветляются, но обратите внимание, даже при самом крайнем его положении 100%, в глубоких тенях все равно остались отсечки, а в гистограмме слева по-прежнему присутствует обрезанная область, т. е. регулятор «Тени» точку черного не затрагивает:

Работа с темными тонами в Camera RAW - работа регулятора "Тени"

Регуляторы «Тени» и «Затемнение» можно использовать не только для осветления теней и установки точки черного. Они также хорошо работают для поднятия контраста и придания изображению некоторой глубины. Возьмем в качестве примера пейзаж из статьи о работе со светлыми тонами:

Работа с темными тонами в Camera RAW - необработанный снимок пейзажа

Передний план на этой фотографии довольно блеклый, детали выражены слабо, облака выглядят плоско и не эффектно. Попробуем исправить это положение.

Сначала осветляем передний план, сдвигая регулятор «Тени» вправо. Передний план заметно осветляется и детали на нем становятся видны лучше. Для восстановления точки черного передвигаем регулятор «Затемнение» влево. Цвет неба становится гораздо глубже и эффектнее. При этом повышается и контраст переднего плана. После этого, немного подрегулировав светлые тона, мы получаем гораздо более интересную фотографию летнего пейзажа:

Работа с темными тонами в Camera RAW - обработанный снимок пейзажа после коррекции тонового диапазона

Обратите внимание также на то, что повысилась и насыщенность цветов, что является побочным эффектом применения регуляторов «Тени» и «Затемнение». В нашем случае это не приводит к ухудшению качества снимка, но иногда цветовую насыщенность желательно понизить. Как это сделать, вы сможете прочитать в дальнейших публикациях.

Мы рассмотрели работу с темными тонами и показали, как можно использовать регуляторы «Тени» и «Затемнение» для улучшения качества снимков. В следующей статье мы продолжим изучение тоновой коррекции, используя весь арсенал полученных знаний.