Каждый момент неповторим... (Лозунг фотографа)

Если при съемке была допущена ошибка в определении экспопараметров, то во многих случаях положение может исправить коррекция экспозиции в конвертере Camera RAW. В этом поможет гистограмма, с которой вы ознакомились в предыдущей статье. Она наглядно показывает, в какую сторону надо корректировать экспозицию, чтобы получить правильно экспонированный снимок.

В файлах RAW записана необработанная информация об изображении, при этом в ней присутствуют данные, максимально точно отражающие все детали вашей фотографии. В самом формате RAW заложена некоторая информационная избыточность, которая часто бывает невостребованной, но которая в сложных случаях недо- или пере- экспонированных кадров позволяет восстановить информацию на слишком темных или засвеченных участках. К сожалению, в других форматах, в которых для уменьшения размеров файла используются алгоритмы сжатия, сделать это невозможно.

Покажем, как производится коррекция экспозиции в недоэкспонированных и переэкспонированных кадрах на примере фотографий из предыдущей статьи:

Коррекция экспозиции в Camera RAW - исходные недоэкспонированный и переэкспонированный снимки

Для этого включим индикацию потери в светах или тенях, и будем использовать регулятор экспозиции («Экспонир»). Вот, что из этого получилось:

Коррекция экспозиции в Camera RAW - снимки, скорректированные на 2 ступени экспозиции в сторону увеличения (слева) и уменьшения (справа)

Мы заранее знали, что недодержка на первом кадре и передержка на втором составляет ± 2 ступени экспозиции, именно такая коррекция экспозиции и была сделана в этих примерах. Визуально оба кадра получились одинаковой плотности. При этом видно, что переэкспонированный кадр скорректировался не полностью, в нем остались засвеченные участки. Дополнительно передвинув движок в сторону уменьшения экспозиции (до -2,45 ступени), нам удалось устранить передержку:

Коррекция экспозиции в Camera RAW - дополнительное уменьшение экспозиции до -2,45 ступени на переэкспонированном снимке

Однако если внимательно посмотреть на детали обеих фотографий в увеличенном масштабе, мы увидим, что полного восстановления деталей на засвеченных участках переэкспонированного кадра не произошло, т. е. информация там безвозвратно потеряна:

Коррекция экспозиции в Camera RAW - потери информации на засвеченных участках переэкспонированного снимка в увеличенном масштабе

Этот пример подтверждает известное правило: в общем случае коррекция экспозиции переэкспонированных снимков представляет собой гораздо более сложную задачу, чем недоэкспонированных, и получается далеко не всегда. Из недодержанных кадров вытянуть информацию о деталях в тенях намного проще, так что внимательно следите за гистограммой при съемке.

При обработке фотографий всегда надо учитывать следующую тонкость. Коррекция экспозиции в конвертере Camera RAW воздействует, прежде всего, на область средних тонов. Именно там можно получить наилучшие результаты. При этом на точку черного и точку белого она практически не влияет.

Рассмотрим некоторые полезные приемы коррекции экспозиции. Для того, чтобы сбросить сделанные настройки, надо дважды кликнуть на движке регулятора экспозиции. Регулятор при этом вернется в исходное положение.

Отображение на экране потерь в светах (но не в тенях!) можно предварительно не устанавливать, а нажать клавишу Alt во время перетаскивания регулятора экспозиции. Тогда подсветка проблемных областей будет видна только во время коррекции, что довольно удобно, а весь процесс происходит очень наглядно. Цветными областями при этом показываются отсечки в разных каналах:

Коррекция экспозиции в Camera RAW - отображение потерь информации в разных каналах при коррекции экспозиции

По цвету области определяются потери в соответствующем канале – красном, зеленом и синем. Голубой, желтый и пурпурный цвета показывают потерю информации в двух каналах: голубой – в зеленом и синем, желтый – в красном и зеленом, пурпурный – в красном и синем. Белый цвет показывает потерю информации во всех трех каналах.

Чтобы увидеть таким же образом потери в тенях, надо нажать Alt при перетаскивании движков «тени» и «затемнение», но об этом более подробно в следующих статьях.

Мы рассмотрели коррекцию экспозиции с помощью регулятора экспонирования. Главное, что надо здесь запомнить, это то, что он воздействует, прежде всего, на область средних тонов. Установки точек черного и белого мы будем рассматривать отдельно.