Каждый момент неповторим... (Лозунг фотографа)

Диафрагма фотоаппарата – один из важнейших механических узлов в фототехнике. От нее зависит количество света, попавшего на матрицу, и вместе с выдержкой, она определяет экспозицию, без правильного измерения которой невозможно получить качественный кадр. Но в данной статье нас будет интересовать другое. Кроме экспозиции, диафрагма влияет на глубину резкости, а это уже параметр, который можно использовать для повышения художественной ценности ваших фоторабот.

Глубине резкости и ее расчету посвящена специальная статья, в которой рассматриваются все основные аспекты этого понятия, поэтому расчетных вопросов я коснусь очень кратко, а основное внимание будет уделено тому, как диафрагма фотоаппарата влияет на восприятие снимка и реализацию творческих замыслов фотографа. Но начнем с техники.

Как устроена диафрагма фотоаппарата и в чем она измеряется

Диафрагма фотоаппарата - устройство механизма диафрагмы

Диафрагма представляет собой механическое устройство, которое устанавливается внутри объектива между его линзами. Ее конструкция позволяет изменять диаметр отверстия, через которое проходит свет от объекта съемки, в результате чего меняется освещенность матрицы, и мы можем регулировать ее в зависимости от условий  и целей фотографа.

Обычно диафрагма фотоаппарата собирается из тонких металлических лепестков, которые перекрывают входной зрачок объектива. При изменении положения лепестков относительно друг друга изменяется размер входного зрачка, а значит и количество света, попавшего на матрицу. Число лепестков может быть различным, но чем их больше, тем лучше форма диафрагмы соответствует кругу и тем лучше получается боке – вид размытых предметов, не попавших  в фокус.

Диафрагма фотоаппарата - из 6 металлических лепестковДиафрагма фотоаппарата - из 9 металлических лепестков

Диафрагма фотоаппарата измеряется так называемым диафрагменным числом, которое представляет собой отношение фокусного расстояния объектива к диаметру входного зрачка. Это отношение записывается в виде дроби 1/K, где диафрагменное число K показывает, во сколько раз входной зрачок  объектива меньше его фокусного расстояния. Например, если диафрагма равна 2, то это означает, что при такой диафрагме входной зрачок в 2 раза меньше, чем фокусное расстояние. Если прикрыть диафрагму до 4, то зрачок станет в 4 раза меньше, чем фокусное расстояние, и т. д.

В различных источниках вы можете встретить различную запись выражения для значений диафрагмы. Чаще всего это просто диафрагменное число K, например, 1,4; 1,8; 2; … и т. д.  Иногда используется дробь вида 1:1,4; 1:1,8 …, которая соответствует относительному отверстию объектива (значению, обратному диафрагменному числу, т. е. отношению диаметра входного зрачка к фокусному расстоянию). Встречается запись f/1,4; f/1,8 …, показывающая абсолютное значение диаметра входного зрачка. Но всегда надо понимать, что большее значение диафрагменного числа соответствует более закрытой диафрагме и меньшей освещенности матрицы.

Диафрагма фотоаппарата - дисплей фотоаппарата с индикацией значения диафрагмы

Если посмотреть, как отображается диафрагма фотоаппарата на его дисплее, то вы увидите последовательность чисел, среди которых встречаются и дробные значения. Это связано с тем, что освещенность матрицы пропорциональна квадрату относительного отверстия, т. е. при увеличении диафрагменного числа в 2 раза освещенность матрицы уменьшится в 4 раза.

Поскольку в основе понятия экспозиции лежит именно освещенность матрицы, стандартная шкала диафрагм построена таким образом, чтобы двум соседним значениям диафрагменного числа соответствовало изменение освещенности матрицы в два раза (на одну ступень экспозиции). В этом случае соседние диафрагменные числа должны различаться между собой в 2 = 1,4 раза, что мы и наблюдаем на фотоаппарате.

Диафрагма фотоаппарата - вид отверстия диафрагмы при различных значениях диафрагменного числа

В результате стандартная шкала диафрагм выглядит следующим образом : … 0,7; 1; 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32; 45; 64; … . Экспозиция между двумя соседними числами изменяется в 2 раза, или на одну ступень. У многих фотоаппаратов помимо стандартного ряда присутствуют и промежуточные значения диафрагменных чисел.

Теперь посмотрим, как диафрагма фотоаппарата может повлиять на художественную выразительность снимка. Мы уже говорили о том, что от диафрагмы зависит глубина резкости, а следовательно, ее можно по-разному использовать в разных съемочных ситуациях.

Диафрагма фотоаппарата при пейзажной съемке

Обратите внимание, как вы любуетесь красотами природы. Каждый предмет, каждая деталь вызывают бурю ощущений  и поток эмоций, а глаз пытается выхватить все подробности представшей перед вами картины, фиксируя мельчайшие переходы тонов и утонченную гармонию цвета. Следовательно, чтобы отразить пейзаж во всей его красоте и великолепии, фотография должна быть как можно более детальной и резкой по всему кадру, а значит надо добиться максимальной глубины резкости.

Отсюда вывод: для съемки пейзажа надо использовать более закрытые диафрагмы и короткофокусные широкоугольные объективы. Именно такое сочетание обеспечит резкость по всему полю кадра и естественное восприятие пейзажной фотографии.

Диафрагма фотоаппарата - фотография пейзажа при f/11 и наводке на гиперфокальное расстояние. И передний и задний план одинаково резкие

Какой же должна быть диафрагма фотоаппарата, чтобы пейзаж вышел наиболее привлекательным, а передний и задний план выглядели одинаково резкими? Практика показывает, что для зеркальных камер это 8 – 11, а для компактов 4 – 8. Если закрыть диафрагму больше, то резкость уменьшится из-за дифракции, если меньше, то может не хватить глубины резкости, а на полностью открытых диафрагмах сказываются аберрации объектива, и резкость также падает.

Здесь необходимо заметить, что у разных фотоаппаратов дифракционные явления начинают проявляться на разных диафрагмах, поэтому рекомендую прочитать статью про дифракцию, в которой показано, как определить дифракционный предел именно вашего фотоаппарата, но для большинства случаев указанные выше значения диафрагм вполне можно использовать.

Если часть предметов на снимке все-таки в зону резкости не попала, то сфокусируйте фотоаппарат на гиперфокальное расстояние. В этом случае вы получите максимально возможную глубину резкости, которой вам, скорее всего, хватит с избытком.

Если же и этого недостаточно, а ваш замысел требует одинаковой резкости для всех предметов, то продолжайте уменьшать диафрагму, несмотря на пагубное влияние дифракции. Но это можете решить только вы, исходя из собственного опыта и художественного видения своей работы. Очень часто такой компромисс приводит к неплохим результатам.

Диафрагма фотоаппарата при съемке портрета

А как вы видите портрет? В отличие от пейзажа, здесь взгляд сконцентрирован, прежде всего, на глазах или на лице модели, а посторонние детали только отвлекают. Поэтому размытый, нерезкий задний план в данном случае предпочтительнее, чем хорошо проработанный. Значит, надо уменьшить глубину резкости, открыв диафрагму.

Степень открытия диафрагмы при портретной съемке не так очевидна, как в пейзаже. Здесь надо больше доверять своему художественному вкусу, учитывать возраст модели, ракурс и множество других особенностей, выходящих за рамки чисто технических факторов.

Диафрагма фотоаппарата - портрет на полностью открытой диафрагме с размытым задним планом

Если вы хотите сделать более мягкий портрет, то диафрагма фотоаппарата должна быть максимально открытой. В этом случае остаточные аберрации смягчат рисунок, мелкие детали станут менее выраженными, а задний план размоется наиболее сильно, придав снимку дополнительный объем и глубину, сконцентрировав внимание на наиболее важной по замыслу части снимка.

Если надо подчеркнуть фактуру кожи, то диафрагму желательно прикрыть на 2 – 3 ступени от максимальной, тогда проявятся мелкие детали, а фон все еще будет достаточно размытым, чтобы сохранить глубину кадра. Большинство объективов строят самую резкую картинку именно на диафрагмах на 2 – 3 ступени меньше максимальной, но для более надежного результата все-таки лучше изучить свой объектив более внимательно.

Иногда портрет снимается на фоне архитектуры или каких-либо достопримечательностей, и мы хотим, чтобы задний план тоже выглядел резким. Наверное вы уже догадались, что здесь диафрагму надо прикрыть, как в пейзаже, чтобы получить более резким изображение заднего плана.

Таким образом, диафрагма фотоаппарата является очень эффективным средством для простановки акцентов в кадре и придания фотоработам художественной ценности и привлекательности. Используйте ее возможности в полной мере, и ваши фотографии всегда будут производить сильное впечатление.